Страничка учителя-дефектолога

Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями  специальных групп.

 Организация деятельности специалистов УДО для детей с нарушениями речи   представляет собой целостную систему работы с детьми, которая, в первую очередь, опирается на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства. В системе работы предусматривается четыре основных аспекта, на основе которых происходит положительная динамика:

Координационная и коррекционная деятельность дефектолога.

Взаимодействие специалистов и педагогов УДО.

 Активное сотрудничество родителей (законных представителей) детей.

В общую коррекционную работу включается совместное сотрудничество специалиста с родителями в различных ее современных формах: дни открытых дверей, творческие мастерские по приобщению родителей к совместной деятельности, встречи со специалистами УДО, открытые просмотры педагогического процесса, круглые столы, а также традиционные формы - родительские собрания.

В соответствии с существующим положением все рекомендации специалистов по организации необходимых для ребенка условий развития могут быть осуществлены только с согласия родителей. Поэтому работа с ними чрезвычайно важна для успешной помощи детям со смешанными специфическими расстройствами психологического развития.

Большинство родителей оказывается не готово к решению вопроса о переводе ребенка в специальную группу УДО. Даже осознавая, полностью или частично, проблемы ребенка, они нередко направляют свои усилия на поиск "виновных", которыми в их глазах оказываются либо педагоги, либо ребенок. Переживаемый родителями внутренний конфликт ("почему мой ребенок не такой как все?") приводит либо к осознанному или неосознанному чувству вины, либо к игнорированию проблем ребенка, либо - в худшем варианте - к подсознательному отторжению его.

При общении с родителями все эти моменты должны учитываться с тем, чтобы результаты коррекционной работы с ребенком были как можно успешнее.

Для того чтобы сделать родителей надежными союзниками в этой работе, начинать общение с ними, как это не парадоксально на первый взгляд, часто приходится с объяснения им положительных особенностей их ребенка, сильных сторон его личности, качеств его характера, на которых могут строиться успехи их дальнейшей жизни. Такая тактика позволяет сломать барьер неприятия родителями как самого "неудавшегося" ребенка, так и вмешательства постороннего человека (консультанта) в их внутренние семейные проблемы.

После проведения городского ПМПК, на первичной консультации с родителями, дефектологу необходимо объяснить, что группы коррекционно-развивающего обучения специально создаются в стенах общеобразовательных УДО с тем, чтобы оказать детям с теми или иными трудностями необходимую помощь, не выводя их из общего дошкольного коллектива.

Знакомство родителей с условиями обучения в коррекционно-развивающей группе, со всем комплексом лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на преодоление их детьми трудностей в развитии и приобретение полноценных возможностей овладения в дальнейшем школьной программой, нередко позволяет убедить их в правильности выбора такой формы развития и обучения для их ребенка.

Из беседы с учителем - дефектологом родители понимают, что все усилия педагогов, психологов, медиков, задействованных в системе коррекционно-развивающего обучения, и направлены как раз на то, чтобы ребенок мог как можно скорее расстаться со своими проблемами, догнать своих сверстников, чтобы будущая "школьная судьба" ребенка сложилась удачно.

Используя индивидуальный план - маршрут, направленный на компенсацию выявленных трудностей ребенка учителю - дефектологу следует доброжелательно объяснить родителям проблемы дошкольника и обозначить пути их решения. Затем специалист плавно подводит родителя к тому, что следует посетить медицинских специалистов узкого профиля: психиатра, невропатолога и других. По направлению к данным специалистам родителии идут к врачу по заключению ПМПК ,который предлагается и при следующем направлении ребенка к врачу, зачисленного в коррекционную группу, но только в начале первого года обучения. При последующих посещениях психиатра, например в середине учебного года дефектолог пишет характеристику на ребенка и к ней прилагается направление для повторного лечения, после динамического наблюдения.

Очень часто многие родители совершенно не представляют точного понятия: Что за врач психиатр, и чем он занимается? То же самое происходит по поводу знаний о невропатологе! Поэтому их непросвещенность в этой области, создает неверное представление о сложившейся ситуации с их ребенком. Следовательно, существует необходимость рассмотреть вопросы о роде деятельности психиатра и невропатолога.

 Но существуют и малое число родителей, которые отказываются посещать рекомендованные коррекционные группы, либо специальные УДО. Так как считают, что их ребенок совершенно не имеет никаких показаний негативного проявления в отношении интеллекта или другого и вообще считают, что дошкольник просто начнет деградировать, находясь в данной среде детей. "Лучше логопедическая!"

Если же не удается переубедить такого родителя, то необходимо предложить ему заполнить бланк, в котором он отразит несоответствие развития своего ребенка относительно рекомендованной группы.

Практика показывает, чтобы изменить настроение, самоощущение ребенка в стенах УДО, сделать его более комфортным, создать у ребенка чувство принятия, защищенности и поддержки, необходимы объединенные усилия педагогов и родителей.

На протяжении пребывания дошкольников данной категории в группе ТНР, для  совместного сотрудничества с родителями систематически используется "Информационный стенд", со сменными рубриками, который позволяет способствовать родительскому интересу в развитии их детей по намеченному плану недели.

В начале учебного года дефектолог в рубрике "Объявления" вывешивает информацию о начале работы службы сопровождения учителя - дефектолога. 

В которой говорится о:

проведение индивидуального обследования на начало учебного года;

построение индивидуального маршрута обучения, развития и воспитания, для отдельно каждого ребенка, занимающегося у учителя - дефектолога;

занятиях,  начинающихся на третьей  неделе сентября месяца.

План работы с родителями составляется после проведения первого этапа комплексного обследования детей (работа с родителями носит больше практический характер - советы, рекомендации, консультации, совместное проведение праздников, просмотр занятий с детьми в начале и в конце года).

На первой индивидуальной консультации учитель - дефектолог повторяет о необходимости посетить доктора и пройти медицинское воздействие со стороны психиатра, и просит подписать бланк заявления родителя о согласии, либо не согласии посещать рекомендованных специалистов. Такое воздействие на родителя необходимо, чтобы он почувствовал ответственность за упущенное развитие своего ребенка и тем самым обезопасить учителя - дефектолога, в случае дальнейшего негативного проявления в развитии воспитанника.

На первом родительском собрании следует напомнить родителям о законодательных актах, которые не освобождают их от родительских обязанностей.

Функционирование ПКПП в УДО

Деятельность пункта коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) 

 Цель: оказание коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают значительные стойкие или временные трудности в освоении  образовательной программы дошкольного образования.

 Задачи:

  • изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
  • формирование общих способностей учебной деятельности с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов дошкольного образования;
  • формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.

Показания к зачислению в пункт коррекционно-педагогической помощи учреждения дошкольного образования

 В состав ПКПП зачисляются дети с относительно более лёгкими речевыми нарушениями, а именно:

  • фонетические нарушения речи(дислалия, дизартрия, ринолалия)
  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи (дислалия, дизартрия, ринолалия);
  • нерезко выраженное общее недоразвитие речи: неосложнённый вариант общего недоразвития речи и осложнённый вариант общего недоразвития речи (при дизартрии и ринолалии);
  • нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой степени,  тахилалия).

Различные варианты общего недоразвития речи при наличии III уровня речевого развития квалифицируются как тяжёлые нарушения речи и являются показанием к приёму в ПКПП в исключительных случаях, по решению ПМПК ЦКРОиР. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия, общее недоразвитие речи I – III уровней) обучаются в группах для детей с ТНР, учреждениях специального образования или иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования.

Дети, нарушения психофизического развития, которых не могут быть исправлены в условиях пункта, проходят углубленное психолого-медико-педагогическое обследование в государственном ЦКРОиР с целью уточнения структуры, степени тяжести нарушения и определения адекватных условий организации учебного процесса (обучение в специальном учреждении образования, в специальной или интегрированной группе, специальном классе или классе интегрированного обучения).

 Как осуществляется зачисление ребенка в пункт коррекционно-педагогической помощи?

 Зачисление детей в пункт коррекционной педагогической помощи (ПКПП) для занятий с учителем-дефектологом осуществляется приказом руководителя учреждения образования, на основании следующих документов:

  • заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации ( ЦКРОиР) с рекомендациями по организации коррекционно-педагогической помощи, с указанием периода, в течение которого рекомендовано оказание коррекционно-педагогической помощи;
  • заявления законного представителя обучающегося.

 Для получения заключения, на основании которого производится зачисление, необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию.